Простой народ убежден, что в каждом доме живет невидимая сила — Домовой, он больше хозяина и потому в народе его часто называют хозяином. Домовой привередлив: невзлюбил он скотины — сбывай ее поскорее. Случалось вот что (с. Колено): купит мужик, например, серую лошадь, пройдет несколько дней, лошадь начинает худеть, ест мало, вместо корма лежит в колоде навоз. Значит, домовой не любит лошадь, хозяин должен ее продать п купить такую, которая бы нравилась домовому. Если он полюбит лошадь, то у неё на другой же день заплетена грива и по вечерам, без помощи хозяина, домовой носит с гумна вязанки сена. Домовой предвещаетъ добро и худо посредством разных звуков, слышных из фундамента или из за печки, где он обыкновенно живёт.

Крестьяне убеждены, что нет -жилого дома, где бы не существовал домовой. Живет он больше в изб под печкой, на чердаке, в конюшн под колодой. Когда крестьянин переходит из старой избы в новую, то непременно должен звать с собою домового, говоря: “дом домовой, пойдем жить со мной”. Некоторые из полчаниновцев (рассказы 1880 года) уверяли, что видели домового:

«Было это в старой избе. Довелось выйти в сени, вдруг на перекладине вижу — лежит фигура, похожая на человека, чёрная как уголь, длинная сажени в три, почти в длину (6метров) всего переклада; только увидала меня, как тот час скрылась неизвестно куда».

Есть поверье у мещан г. Саратова, что можно видеть домового. Для этого нужно между заутреней и обедней на Пасху влезть на подловку (чердак): он сидит около трубы—старый, седой, стриженый, с свиной щетиной на голове. Но кто его увидит, долго не проживет.

В каждом крестьянском дворе на заговенье (накануне поста) домохозяин или жена его относят на чердак кусок мяса или чашку молока заговеться хозяину (домовому). На утро, как уверяет народ, там ничего не останется.