Сейчас сложно представить, но 100 лет назад на Кумысную поляну ходил настоящий трамвай. Маршрут начинался с центра города, проходил мимо 10 Дачной, поднимался наверх, и дальше, мимо Дубков до лагеря Берёзка. Разумеется, в то время названных лагерей ещё не существовало. Сейчас от трамвайной линии осталась лишь широкая дорога в лесу, насыпь и несколько мостиков через овраги.
История трамвая на Кумыске
Трамвайная линия на Кумысной поляне была открыта в 1910 году .
Летом 1910 года была открыта Дачная линия от угла Московской и Астраханской улиц по улице Астраханской до Трофимовского разъезда (район 4-я Дачной). Затем Дачная линия была продлена в отдалённый дачный район «Кумысная поляна» к кумысному хозяйству Аитова (лесной санаторий).
Дачный трамвай приобрёл огромную популярность среди горожан. Поездка на трамвайчике “Туда-сюда”, как его называли, описывается в романе Константина Федина “Первые радости”.
На Кумысную поляну стали ездить семьи, студенческие и гимназические компании, барышни и кавалеры, пожилые профессора и служащие. Ученики известного в городе Боголюбовского рисовального училища приезжали сюда на этюды.
В воскресные дни прибывали сюда обыватели отдохнуть, прособирать ягод и грибов.
В конце XIX – начале XX века Саратовский Крестьянский Поземельный банк арендовал городские земли для строительства дач вокруг леса. На деньги банка благоустраивался лес, строились дороги, пруды, оформлялись родники. Снимать дачи в этих районах было престижно среди богатых горожан.
Вне города трамваю полагалось ехать не менее 20 верст в час (т.е. быстрее 21 км/час). Вот такой билет выдавался пассажирам.
Куда делся трамвай?
К сожалению, линия в лес на «Кумыску» просуществовала не долго. После революции кумысное хозяйство Аитова, а с ним и уникальный лесной санаторий прекратили своё существование, и эксплуатация последнего участка стала бессмысленной — разваленному трамвайному хозяйству было не под силу обслуживать и более значимые линии. Дачная линия была сокращена до 10-й Дачной остановки.
Участок выше 10-й Дачной последний раз был использован в 1920-х годах для перевозки элементов радиостанции РВ-3 (первой в СССР нестоличной широковещательной станции, установленной на самой высокой точке Кумысной поляны). Затем рельсы были разобраны и послужили материалом для укладки линий в строящийся Сталинский район (будущий маршрут №2). Правда ряд источников утверждает, что окончательно линия была разобрана лишь в 1942 году.
Следы трамвайной линии на Кумыске
Однако, остатки трамвайной линии на Кумысной поляне можно найти и по сей день. Сейчас трамвайная линия заканчивается на 10й дачной, но дорога на Кумыску продолжается, и проложена эта дорога как раз по бывшему маршруту трамвая. Здесь сбоку от дороги можно увидеть остатки насыпи от трамвайных путей, и даже небольшой бетонный мостик.
Немного жаль что трамвайная линия на Кумыску не сохранилась до наших дней. Сейчас она пользовалась бы большой популярностью у горожан.
Статья с использованием материалов и фото из блога Дениса Жабкина
Чем заняться
- Прогуляться по старой трамвайной линии, поискать следы
- Провести квест с детьми
- дойти до Богатырского родника
- Найти одичавшие яблони и груши вдоль маршрута
Красивый родник с 3 трубами, рядом с Родничком Газпрома. 11 дачная.
А ещё, вы можете прокатиться по бывшей трамвайной линии Кумысной поляны на лошадях или электроквадроциклах, в формате экскурсии
Увлекательная прогулка по лесу на современных электро квадроциклах
Настоящее приключение! Лесные дорожки, лошади, чувство свободы!
Трамвай на Кумысной поляне
- Бывший трамвайный маршрут по Кумысной поляне
- Где на Кумысной поляне ходил трамвай