Много рассказов есть в Саратовской губернии о оборотнях и ведьмах: это — мужчина или женщина, которые знают чернокнижие и с помощью злых духов могут обращаться в разных животных.
Эти люди, как верит народ (Коленская волость), в полночь кувыркаются три раза через огонь на печном шестке, после чего вылетают в трубу сорокой и по своему желанию делаются птицей пли другим животным, ходят в этом виде по селу, кусают народ или вовсе заедают людей.
«Случилось раз, что ведьма обратилась в свинью и напала на парня, который был очень силён. Он отрезал ей ухо и ногу, принёс домой и положил на окно, не сказав об этом никому.
По утру домашние увидали на окне человеческое ухо и кисть руки. Начались расспросы. Младший сын рассказал, как было дело: «Иду я вечером поздно с вечеринки, один без товарищей, не дождавшись конца. На встречу бежит свинья, прямо на меня, да под ноги.
Я испугался, сотворил молитву и читаю Богородицу, а свинья мне всё под ноги катится. Я перекрестился, снял с пояса ножик, ухватил свинью за ухо и отрезал его. Она все на меня бросается, хочет есть. Попалась мне палка, я ну ее колотить по ногам, да с досады отрезал ей ногу. Побежала от меня свинья, ковыляя, с визгом на гумно к Матрёне, вдовой старухе, что живет на задах.
Принес я ухо и ногу домой, да положил на окно,—бил я свинью, а не человека.
Старик догадался: «знаю, говорит, это оборотень, что ходит но деревне и заел-было в прошлом году нашу сваху», и объявил сейчас же миру. Сделали обыск и нашли старуху Матрёну на печи всю обвязанную и больную. Её освидетельствовали: у ней не оказалось уха и на правой руке кисть отрезана. Это происшествие рассказывал в с. Колене старик 75 лет, вполне веривший в достоверность этой басни.
Полчаниновцы говорят, что ведьма бывает всегда оборотнем и может являться в разных видах. Так рассказывают, что видели долгое время бегавшую по селу, по вечерам, свинью, которую несколько раз собирались убить, но та, завидя народ, убегала куда-либо в глухой угол и исчезала мгновенно.
Несколько лет тому назад, будто бы видели ночью бочку, которая прокатилась через всё село и тоже скрылась: «всё это ведьмы-оборотни».
Разница ведьмы с колдуном и знахарем та, что последние бывают по науке, а первая по наследству, так, что ведьма родится от ведьмы.
Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии. 1861-1888. А.Н. Минх.